Блог

Почему мы не понимаем своих сотрудников или феномены социального восприятия, влияющие на наши поступки

2024-04-18 21:28
Разбираемся какие феномены социального восприятия мешают нам объективно оценивать окружающих и как это отражается на продуктивности.
Как-то в начале 2000х я поехал на поезде из родного города в Адыгею. Путешествие было долгим. В купе с самого начала вошли двое. Первым был подвыпивший кавказец преклонных лет, которого провожал весь перрон с музыкой и танцами. Вторым – неразговорчивый смуглый мужчина неопределенной национальности. С ним были только его пакеты.
С самого начала весельчак представился как полномочный представитель Кабардино-Балкарии и дружелюбно общался со всеми в купе, особенно выделяя смуглого человека, называя его «брат», пожимая его руки и всячески обхаживая его. Времена были тревожные и мне было не по себе от соседства этой странной пары людей. На первой же остановке в купе пришли проводники с традиционной проверкой билетов. Все показали свой билет, но у смуглого человека билета не оказалось. Он начал спрашивать у каждого, наставивать, что был билет и яростно его искать. Действительно, я помнил явно, что билет изначально он положил на столик, после чего начал распихивать многочисленные пакеты. Прошло минут 10 и смуглого человека скручивает милиция, выводя из поезда под его бурное возмущение. В первые моменты я потерял нить событий и не смог понять, что же произошло с билетом. Только вечером, когда наш кабардинец изрядно добавил выпивки, открывая свой кошелек, он выронил из него билет того самого смуглого человека. Всю ночь я думал об этом человеке, и о том, что выпивший чиновник самый настоящий вор, прикинувшийся другом. И только на утро, когда все встали, кабардинец рассказал, что он специально спрятал билет, зная, что на смуглого человека была ориентировка и подозрение в организации террора (позже, мне рассказывали об этой истории и полностью подтвердили его слова). Мы ехали еще двое суток и стали хорошими приятелями. Что же со мной произошло, когда я полностью прочел человека по его поступку, но на 100% оказался неправ?
Такая ошибка мозга в психологии называется фундаментальной ошибкой атрибуции.
Атрибуция (лат. attributio) – это, дословно, «приписывание». Суть: провалы и успехи – свои или других людей – мы объясняем, исходя из своего отношения. Либо внешними факторами, либо личностными свойствами. Если мы к кому-то относимся «хорошо», то успехи этого человека вызваны его личными достоинствами (благородство, интеллект, трудолюбие), а неудачи – внешними факторами. Если «плохо», то наоборот: его победы «случайны», а поражения – следствие его собственных негативных черт (лень, глупость, аморальность).
Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением, и нуждается в «достраивании». Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является атрибуция.

Как-то играя в бильярд, я задумался о форме шара и о том, как каждый шар, встречаясь с другим, касается его с разной силой и продолжительностью, но всегда лишь крошечной своей частью. Так и мы, люди, соприкасаясь с другими людьми, на самом деле имеем очень ограниченное пятно контакта. Мы зачастую судим о других по одному телефонному звонку, одной встрече, электронному письму. Наш мозг очень быстро расставляет клише, превращая целого человека в это самое пятно, но ведь каждый человек - это целый мир.
Наш мозг очень быстро расставляет клише, превращая целого человека в это самое пятно, но ведь каждый человек - это целый мир.
Часто я останавливаю моих сотрудников от скоропалительных суждений друг о друге. Иначе все экстраверты сразу становятся поверхностными и болтунами, а интроверты – замкнутыми и недружелюбными.

Какие еще феномены социального восприятия мешают корпоративной продуктивности:

1. Эффект ореола – общее благоприятное впечатление или мнение о человеке переносится на оценку его неизвестных черт и они тоже воспринимаются как позитивные (положительные) и наоборот.

2. Эффект первичности (первого впечатления) – состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации в сознании и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой информации о человеке, поступившей позже. Этот эффект проявляется по отношению к незнакомым людям.

3. Эффект новизны – состоит в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее важной, чем та, что у него была. Этот эффект действует в отношении знакомых людей.

4. Эффект снисходительности – состоит в необоснованно позитивном восприятии начальником своих подчиненных и переоценке их позитивных черт и недооценке негативных. Этот эффект проявляется у руководителей либерального и демократичного стиля.

5. Эффект прокурора или гипервзыскательности – руководитель постоянно стремится обвинить подчиненных во всех их недостатках. Этот эффект присутствует у руководителя авторитарного типа.

6. Феномен внутригруппового фаворитизма – состоит в тенденции благоприятно воспринимать и хорошо отзываться о членах своей группы, своего коллектива.

7. Феномен презумпции (иллюзии) взаимности – человек воспринимает отношение других к себе точно таким же, как и его собственное к этим людям. В основе этого феномена лежит стремление к справедливости.

8. Феномен предположения о сходстве восприятия – человек считает, что другие люди воспринимают окружающих и окружающие так же, как он сам, т.е., что их мнения совпадают.

Руководитель обычно завышает оценку тех подчиненных, которые его поддерживают и высказывают сходные с ним мнения, т.е. поддерживают и поддакивают. Занижает оценку тех, которые не поддерживает его и высказывают свое мнение, противоречащее его собственному. Он не воспринимает, т.е. пропускает мимо ушей ту информацию, которая поступает от лиц, получивших с его стороны негативную оценку.

Как вам кажется, удается ли вам преодолевать все феномены и справляться с неверными суждениями о людях?